e-MoneyNews

Маркетинговое исследование Data Insight совместно с «Авито»: рынок С2С онлайн-торговли в России в 2021 году

Data Insight совместно с «Авито» провели очередное ежегодное исследование рынка С2С онлайн-торговли в России. Цель исследования – оценка объемов рынка, его динамики, основных показателей: распределение по товарным категориям, основные причины покупки, использования различных площадок.

Динамика рынка онлайн-продаж в сфере С2С

Рынок С2С-продаж в Интернете достиг в 2021 году 1,32 трлн. рублей, рост рынка составил 25% за год. Рост происходит за счет увеличения частоты продаж.

Количество онлайн-покупок на С2С-рынке выросло за 1 год на 31% и достигло 514 млн.,  количество покупателей и продавцов на С2С-рынке снизилось, однако количество продаж увеличилось. Количество продавцов и покупателей на С2С-рынке составляет 12,7 млн. и 10,2 млн. соответственно.

Файл PDF

Наиболее продаваемые товарные категории

Наиболее продаваемые товарные категории на С2С-рынке: «Детские товары» (22%), «Одежда и обувь» (21%), «Электроника и бытовая техника» (20% сделок).

Доля сделок с новыми товарами достигла 19% в общем количестве peer-to-peer сделок. Выше всего доля сделок с покупкой новых товаров в категориях «Одежда и обувь» и «Аксессуары».

Доля продавцов с новыми товарами растет. Каждый шестой продавец продавал новые товары или товары собственного производства.

Товар, проданный в последний раз — Топ‑5 в каждой категории.

Продавцы продолжают расширять категории продаваемых товаров. Больше всего выросли категории «Вещи, бывшие в употреблении» и «Неподошедшие вещи» — +2,5% по сравнению с прошлой волной.

Больше половины продавцов занимаются продажами одежды и обуви.

География продаж

Все больше продавцов продают за пределы своего населенного пункта. Доля тех, кто ограничен продажей в пределах своего города, снизилась с 2017 года с 72% до 47%, а доля продающих по всей России выросла с 7% с 2017 г. до 20% в 2021-м. Распространение ареала продажи — прямое следствие более широкого использования профессиональной доставки. В 2022 году 22% заказов приходятся на курьерскую доставку и доставку до ПВЗ, еще 14% — на «Почту России».

C2C-торговля развивается в городах с населением 100+.

Способы доставки заказов

Продавцы стали чаще использовать «профессиональную доставку» — курьером и ПВЗ.  Доставка до ПВЗ в 2021 году сравнялась по доле с «Почтой России» и увеличилась на 6% к прошлому году.

Основная причина покупки у частного лица — низкая цена

С 42% до 52% выросла доля покупателей, для которых причина покупки у частных продавцов — уникальность товара или его отсутствие в магазине. Растет значимость вторичного рынка как товарного резерва, который может покрывать спрос, не обеспеченный товарными запасами магазинов. К этому же резерву покупатели обращаются в момент резкого роста цен на новые товары, а также при ожидании это роста.

Портрет продавца

Среди C2C-продавцов остается высока доля мужчин. Последовательно растет доля продавцов возраста 45+. Средний возраст продавцов остался прежним и составляет 39 лет.

Площадки

В 2021 году Facebook и Instagram пользовались 21% С2С-продавцов. После ухода с российского рынка этих сервисов 14% продолжили ими пользоваться, а остальные перераспределились между «Авито», «Юлой» и «Вконтакте». К июню 2022 года использование частными продавцами сервиса «Авито» выросло на 10 п. п., «Юлы» — на 6 п. п., «Вконтакте» — на 8 п. п.