e-MoneyNews

НАФИ: 60% россиян хватит сбережений на три месяца

Треть россиян признались в том, что с ними случались ситуации, когда денег на проживание не хватало. Имеющихся сбережений в случае отсутствия дохода большинству хватило бы не более чем на три месяца. Об этом свидетельствуют результаты опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенного в сентябре 2015 года.

Треть россиян (35%) за последний год оказывались в такой ситуации, что их доходов не хватало на покрытие всех расходов на проживание. Об этом чаще сообщали опрошенные зрелого возраста от 40 до 49 лет (41%). Примечательно, что в городах и селах доля столкнувшихся с такой проблемой одинакова. 60% опрошенных не были в таких затруднительных условиях, и в основном это пенсионеры (67-77%).

Большинству наших сограждан в случае внезапного исчезновения доходов, сбережений на повседневные нужды хватило бы не более, чем на три месяца (60%). При этом четверть опрошенных потратили бы все за период от недели до месяца (26%), а 16% хватило бы средств не более, чем на неделю. Только 10% сообщили о том, что их сбережений хватило бы более, чем на полгода. Стоит отметить, что среди селян потратили бы имеющуюся сумму в течение трех месяцев 68%, а среди горожан таковых – 58%.

Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в сентябре 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Ирина Лобанова, руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ: «Менее пятой части россиян имеет достаточное количество сбережений, чтобы пережить критическую ситуацию в случае её возникновения, то есть денежные средства, которых хватит на срок более чем три месяца случае исчезновения источника дохода. Сложившаяся ситуация является следствием множества причин. За последний год объем сбережений граждан значительно сократился, что видно, в том числе, по изменению средней суммы банковского вклада – общее количество небольших вкладов сократилось, так как потребители, по сути, начали «проедать» небольшие сбережения, накопленные ранее. Также проблемой являются особенности культурно-психологического развития россиян, то есть сравнительно небольшой горизонт планирования, свойственный большей части населения, – в среднем не более чем на один год. При стабильных условиях внешней среды это приводит к высокой покупательской активности, что положительно сказывается на развитии секторов экономики, ориентированных на физических лиц. Однако в условиях кризиса или рецессии отсутствие финансовой подушки безопасности является фактором риска для всех категорий населения».