По данным 3350 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в 3 квартале 2015 года было выдано 135,5 тысяч новых автокредитов, что на 1,87% (или на 2,5 тыс. единиц) больше показателя 2 квартала 2015 года. В свою очередь, это на 34% хуже результата 3 квартала 2014 года.
Обращает на себя внимание тот факт, что по сравнению с предыдущим периодом, автопродажи в 3 квартале росли более динамично, чем доля автокредитов в их структуре: если во втором квартале 2015 года в кредит приобретался 41% новых автомобилей, то в третьем квартале доля кредитных покупок составила 37%.
Таблица 1. Динамика продаж новых автомобилей, выдачи автокредитов и доли автомобилей, продаваемых в кредит
Период |
Выдачи автокредитов, тыс. ед. |
Продажа автомобилей, тыс. ед. |
Доля кредитных авто в продажах |
1 кв. 2014 г. |
194,1 |
555,5 |
34,94% |
2 кв. 2014 г. |
205,7 |
553,3 |
37,18% |
3 кв. 2014 г. |
206,1 |
524,3 |
39,31% |
4 кв. 2014 г. |
217,5 |
704,4 |
30,88% |
1 кв. 2015 г. |
55,3 |
275,2 |
20,10% |
2 кв. 2015 г. |
133,0 |
325,0 |
40,94% |
3 кв. 2015 г. |
135,5 |
369,6 |
36,65% |
В целом по рынку РФ, данные и расчеты НБКИ и «АВТОСТАТ»
При этом снижение количества выданных автокредитов в 3 квартале 2015 года происходит на фоне увеличения их среднего размера.
Таблица 2. Динамика выдачи автокредитов и среднего размера выданных автокредитов в 3 квартале 2015 г.
Месяц |
Количество выданных автокредитов, ед. |
Средний размер выданных автокредитов, руб. |
Июль 2015 |
52 312 |
535 536 |
Август 2015 |
46 867 |
572 126 |
Сентябрь 2015 |
36 297 |
578 586 |
В 3 квартале 2015 года качество обслуживания заемщиками автокредитов продолжило ухудшаться, однако, темпы роста просроченной задолженности существенно замедлились. Так, коэффициент просроченной задолженности за отчетный период увеличился всего на 0,1 п.п., достигнув 8,4%.
Таблица 3. Динамика коэффициента просроченной задолженности по автокредитам в 2015 году*.
Дата |
Коэффициент просроченной задолженности, в % |
на 01.01.2015 г. |
6,9 |
на 01.04.2015 г. |
7,7 |
на 01.07.2015 г. |
8,3 |
на 01.10.2015 г. |
8,4 |
* — коэффициент просроченной задолженности — отношение объема (суммы) просроченной задолженности (30+) по кредитам к их изначальному размеру (лимиту)
«Ситуация на рынке автокредитования постепенно стабилизируется, количество выдач за квартал осталось практически неизменным по сравнению с предыдущим периодом, — говорит генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Однако доля кредитных автомобилей в структуре автопродаж постепенно снижается, что свидетельствует не только об ухудшении покупательной способности населения, но и о более внимательном «отборе» заемщиков со стороны банков. Ранее данный подход был наиболее заметен в необеспеченном кредитовании, теперь мы видим, что тенденция кредитования более «качественных» заемщиков в равной степени относится и к залоговым кредитам. А с улучшением «качества» заемщиков растет и средний размер кредита. Изменение кредитных политик банков в сторону более тщательного отношения к возможным рискам становится главным трендом при кредитовании розничных заемщиков».
«Государственная поддержка отрасли, реализованная посредством субсидирования банковской ставки, способствовала снижению темпов падения продаж: с 50% и 41% в первом и втором кварталах, до 30% — в третьем квартале 2015 года, — говорит исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Такая динамика подтверждает высокий уровень поддержки продаж со стороны финансового сектора. Многие автопроизводители и дилеры обратили внимание на корреляцию автокредитования и продаж новых и подержанных автомобилей и учитывают прогнозы и состояние по рынку кредитования в своих тактиках работы с потребителями и контрагентами. Тем не менее, мы видим, что взаимодействие кредитных институтов с предприятиями автомобильной отрасли имеет потенциал для развития взаимовыгодных отношений».