e-MoneyNews

Рынок интернет-торговли в России за 2021 год вырос более чем на 50%

Объем рынка интернет-торговли в России за 2021 г. вырос на 52% и составил 4,1 трлн руб., следует из отчета Data Insight. Число заказов выросло более чем вдвое — до 1,7 млрд, средний чек одной покупки снизился на 26% — до 2400 руб.

Основные выводы:

  • В 2021 году объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 4,1 трлн рублей и 1 700 млн заказов.
  • За 2021 год количество онлайн-заказов выросло на 104% (рекорд за все время наблюдений), а объем рынка в рублях вырос на 52%.
  • Доля онлайн-продаж заметно увеличилась: в 2021 году на них пришлось 12% от всего рынка ритейла и 26% от рынка непродовольственного ритейла (+3 п.п. и +5 п.п. год к году соответственно).
  • Основной рост обеспечили крупные универсальные маркетплейсы: в 2021 году их доля выросла с 49% до 62% от всех онлайн-заказов.
  • eGrocery является самым быстрорастущим сегментом внутрироссийского рынка розничной интернет-торговли: в 2021 году объем рынка eGrocery в рублях вырос на 159% и составил 329 млрд рублей, а количество заказов выросло на 244% (с 69 млн в 2020 году до 237 млн в 2021).
  • Пункты выдачи заказов и постаматы остаются основным каналом доставки для покупателя в 2021 году. Через них за 2021 год было получено 82% от всех отправлений (+ 16 п.п. по сравнению с 2020 годом).
  • Объем рынка розничного онлайн-экспорта в России в 2021 году составил 1,5 миллиарда долларов. По сравнению с прошлым годом количество отправлений выросло на 86%, а объем рынка в рублях вырос на 31%
  • За год с октября 2020 год по октябрь 2021 года россияне сделали 1 млрд заказов услуг с использованием интернета на общую сумму 2,5 трлн рублей. Затраты в 2021 году в среднем на одного заказчика составляют 36 тысяч рублей на все виды услуг суммарно.

Объем продаж крупнейших российских маркетплейсов за прошлый год вырос на 111% и составил 1,5 трлн руб. Число заказов выросло на 156% — до 1 млрд, средний чек снизился на 18% — до 1420 руб. Снижение среднего чека связано с превращением онлайн-заказов в повседневную практику, опережающим ростом универсальных маркетплейсов с низким средним чеком, а также с сильным ростом продаж в сегменте продуктов питания и смещением потребительского поведения в сторону небольших импульсных покупок с быстрой доставкой, пояснили в Data Insight.

Лидером по объему продаж среди маркетплейсов остается Wildberries, за год они увеличились на 93% (346 млрд руб.), Ozon на втором месте по объему продаж. При этом «Яндекс.Маркет» и Ozon лидируют по темпам роста — +180% и +125% соответственно. В пятерку крупнейших маркетплейсов также вошли «Aliexpress Россия» и «Сбермегамаркет».

Самым быстрорастущим направлением в онлайн-торговле стала продажа продуктов питания с доставкой. Объем данного сегмента за прошлый год вырос на 159% — до 329 млрд руб. Число заказов выросло на 244% — до 234 млн, средний чек снизился на 26% — до 1385 руб. На пять компаний, лидеров по количеству заказов, в 2021 г. пришлось более 70% рынка онлайн-продаж продуктов. Это «Сбермаркет», «Самокат», «Вкусвилл», «Яндекс.Лавка» и Delivery Club.

В 2022 г., по прогнозам Data Insight, российский рынок доставки продуктов питания и еды из общепита вырастет на 114% до 703 млрд руб. Основным драйвером роста аналитики считают развитие сервисов доставки продуктов в регионах и масштабирование функции экспресс-доставки.